Если вы у нас впервые:
О проекте
FAQ
Статистика проекта за месяцНовых пользователей: 4518Создано вопросов: 16192Начислено баллов репутации: 844576
«Иван Тургенев написал отличный рассказ о глухонемом парне с плантации. Этот славный русский великан так крепко подружился со спаниелем, что научился довольно внятно мычать его имя, причем спаниель не только шел на зов, но и пытался отвечать по-человечески. Дружба угнетенных вызвала ярость плантатора, и он заставил бедного парня утопить собаку. Рабы возмутились, и в России произошла гражданская война», — так в шутливой интерпретации современного писателя якобы рассуждали о рассказе Тургенева американские ученые1.
Может, в этаком пересказе классического произведения русской литературы и не все точно, но то, что собачка была спаниелем — истинная правда! Выдающийся литературовед академик М. Л. Гаспаров писал: «Какой породы была Муму? Никто не помнит. Испанской породы — спаниель. А обычно ее представляют более плебейской, дворняжкой, стилизуя под Герасима»2.
Я. Турлыгин. Иллюстрация к рассказу «Муму». 1900-е гг.
Когда мы читаем описание собаки в произведении, а именно:то становится ясно, что это порода — спаниель. А вот какой именно спаниель? Ведь разновидности этой породы очень и очень разнообразные! Но ясно, что не русский и не американский спаниель. Если вспомнить о том, какие именно спаниели были распространены в то время, то окажется, что собака была породы кавалер-кинг-чарльз спаниель (Кстати говоря, собака такой же породы присутствует в фильме Ёлки-3). А у этой породы такой окрас (белое с чёрным) считается большим пороком (окрас должен быть трёхцветным). По всей вероятности, собачку и пытались утопить в первый раз именно из-за этого (чтобы породу не портила). автор вопроса выбрал этот ответ лучшимболее года назад
В рассказе И. С. Тургенева «Муму» очень подробно описывается масть, порода, примерный возраст и характер собачки по кличке Муму. Это неспроста сделано. Ведь найденная главным героем глухонемым Герасимом собачка сама является главным героем произведения. Поднимая тему крепостного права в рассказе, автор описывает тяжелый быт крестьян того времени и знакомит читателя с трагичной кончиной милой собачки Муму. Таким образом, писатель показывает, что крепостное право губительно не только для человека, оно уничтожает все живое, что встречается ему на пути. Герасим нашел свою Муму, когда возвращался с проводов любимой Татьяны. Он спас запутавшегося в тине щенка. Принеся домой живое существо, он выходил, выкормил и вырастил собачку. Герасим был физически неполноценным. Он не умел разговаривать, был глухонемым. Поэтому кличку собачке он дал соответствующую. Он подзывал ее мычанием, отсюда образовалась кличка Муму. Описывая Муму, писатель не скрывает своей симпатии к милой собачке, которая из неуклюжего щенка при хорошем уходе и любви превратилась в симпатичную собачку испанской породы. Правильный ответ на этот вопрос: Муму была собачкой испанской породы. Если принимать во внимание далеко не конкретное и пространное описание этой собачки в произведении Тургенева, то выходит что порода у Му-Му была испанская, с большой долей вероятности это спаниель. Породе в рассказе уделено мало внимания, акцент в основном ставится на поступках людей. Скорее всего тургеневская подзаборная. Раньше дорогих собак ценили, и допустить, чтобы ценная элитная собака бродила просто так, ну не было такого раньше. И, тем более, в своем опусе господин Тургенев побоялся бы «топить» породистую собаку.9 лет назад
судя по описанию в повести, то Муму была испанской породы — спаниель, чтобы не процитировать )! росла и выросла в небольшую собаку испанской породы, с длинными ушками, хвост был пушистый похожий на трубу. 3 года назад
Иван Сергеевич в рассказе «Муму» от 1852 года пишет, чтоРечь идет о породе спаниеля, которая сейчас именуют «кавалер кинг чарльз спаниель». Может возникнуть вопрос: «как породистый и, следовательно, дорогой щенок мог оказаться в Москве-реке, недалеко от Крымского брода»? Но ответ довольно прост — можно вспомнить у Пушкина в «Дубровском» такие строки:
Против породы не попрешь!
Видимо, в XVIII-XIX вв. некоторых собак «испанской породы» приучали к роли комнатных питомцев. Исследователи творчества Тургенева обращали внимание на то, что о породе собаки известно мало, хотя это и важно для сюжета произведения. Проводился даже опрос читателей на эту тему. Большинство ответили, что Муму — дворняжка6. Какой еще быть собаке простого дворника? Между тем для Тургенева и его сюжета охотничьи задатки «собачки испанской породы» были, конечно же, важны.
Муму «как будто чувствовала, что только в Герасимовой каморке она была полная хозяйка, и потому, войдя в нее, тотчас с довольным видом вскакивала на кровать». А вот в барский дом она никогда не заходила. Герасим жил в другом здании — над кухней. Сам-то он хаживал в дом к барыне с дровами, но его собачка никогда.
Драматическое развитие событий началось, когда барыня, углядев Муму из окна, задумала привести ее в господский дом и приголубить, но собака ее чуть не укусила. Муму, верная своему хозяину и дворовой жизни, никак не могла резвиться и кривляться в барских покоях. Неспроста же она и прежде никогда не заходила в господский дом. То есть домашней-то она, может, и стала бы, а вот комнатной да постельной — вряд ли.
Известно, что комнатные (дамские) собачки — это, как правило, «карликовые или видоизмененные формы сторожевых и отчасти охотничьих собак»7. Муму, хоть небольшого роста и милой наружности, все же никак не карликовая и не видоизмененная. Охотничья собака могла стать дворовой сторожевой, и у смышленой Муму это вполне получилось. Но такая собака по своей природе не умела сделаться собачкой комнатной — вроде болонки или левретки.
С этого момента все и пошло наперекосяк, закончившись трагедией.
1. Степанов А. Сказки не про людей. М., 2009. С. 83.
2. Гаспаров М. Л. Записи и выписки. М., 2008. С. 379.
3. Так в тексте. Правильно — рассказ.
4. Данилевский Г. П. Украинская старина. Харьков, 1866. С. 350.
5. Зайцева О. В. Перевод с собачьего. М.; СПб., 2008. С. 60.
6. Живая старина. 2005. N 4. С. 20.
7. Сабанеев Л. П. Собаки охотничьи: легавые. М., 1992. С. 10.
Испанская порода
Поначалу она была слаба, тщедушна и неказиста собой, «а месяцев через восемь, благодаря неусыпным попечениям своего спасителя, превратилась в очень ладную собачку испанской породы, с длинными ушами, пушистым хвостом в виде трубы и большими выразительными глазами».
«Испанской породы» — это несколько неопределенное указание, даже с уточнением про длинные уши, пушистый хвост трубой и белую с черными пятнами масть. И все же понятно, что Муму была охотничьей легавой длинношерстной собакой, предназначенной для охоты на птицу. В XIX в. насчитывали много разновидностей так называемых испанских собак, среди которых выделяли и «настоящих испанок», и английских спаниелей, и французских эпаньелей. Как правило, это собаки небольших размеров, да и черно-белый окрас у них встречается нередко.
Специализированные породы спаниелей стали определяться позже, только с конца XIX в. Среди них появились породы крупные (для розыска разной птицы и подъема ее на крыло) и мелкие, например, кокер-спаниели (для охоты на вальдшнепов). Однако и те и другие продолжали быть именно охотничьими собаками. В наше время некоторые разновидности спаниелей бывают и домашними. Точнее, и эти собаки — охотничьи, им желательно бегать на воле и охотиться, но они уже могут обитать в тесных городских квартирах и умеют хорошо ладить с людьми. Однако замечено и такое: «Среди лидеров по покусам первое место принадлежит отнюдь не ротвейлерам, а кокер-спаниелям. Их игрушечно-обманчивый вид провоцирует людей погладить, потискать животное, что оскорбительно для охотничьего пса (возможно, в душе считающего себя ротвейлером!)»5.
Я. Турлыгин. Иллюстрация к рассказу «Муму». 1900е гг.
Судьба рассказа и его символы
И. С. Тургенев создал свой знаменитый рассказ «Муму» весной 1852 г. Сперва он предназначал его для второго тома славянофильского «Московского сборника», благо и действие происходило в Москве, да и главный герой, мужик-богатырь в красной рубахе, недаром так нравился И. С. Аксакову. Но альманах не был разрешен цензурой, и тогда в 1854 г. рассказ напечатали в журнале совершенно иного направления — в некрасовском «Современнике».
Рассказ быстро стал популярен. Беллетрист Г. П. Данилевский приводил свой разговор с преподавателем приходского училища в городке Богодухов Харьковской губернии, состоявшийся лет через десять после публикации:
«- Что же у вас теперь в моде из литературного мира?
— В классах не раз я читал ученикам повесть3 «Муму»: верите ли, восторгу учеников не было конца. А когда в повести доходило до того, что собачонку там эту немой с горя в воде утопил, накормивши ее перед тем борщиком, в классе вой и рев от плача поднимался. Волосы, сударь, у меня самого на голове вставали дыбом при этом волнении слушателей моих!»4
«Муму» дает повод для различных интерпретаций. Там можно разглядеть и славянофильскую тенденцию, и, разумеется, антикрепостническую (что усматривала даже царская цензура). Можно, наверное, при большом желании толковать рассказ и фрейдистски. Ведь в его основе история немого крепостного мужика Андрея, принадлежавшего матери писателя Варваре Петровне. Герой рассказа поначалу заигрывал с прачкой Татьяной, и лишь когда волею барыни Татьяну выдали замуж за другого и отправили в деревню, он подобрал себе щенка. В конце концов, вернувшись из Москвы, он «совсем перестал водиться с женщинами, даже не глядит на них, и ни одной собаки у себя не держит». Тургеневу присуще ясное изложение, прекрасный язык, фиксация колоритных черт быта, обихода, разговоров.
Однако стоило бы посмотреть на собаку, мужика и барыню не как на знаки и символы (чего бы то ни было — жизни народной, язв крепостничества, мужского и женского начал), а как на литературное воплощение персонажей русской повседневности. Тургенев прекрасно знал и провинциально-помещичий, и старомосковский быт. Тем более что история-то, по сути, — про его родню и его дворню. Герой рассказа взят был в Москву из поместья, что в двух-трех днях пешего пути по тульскому шоссе и в двадцати пяти верстах от самой этой дороги — там же, где тургеневское поместье. В московской барыне, у которой стал жить Герасим, проглядывают черты властной матери Тургенева Варвары Петровны.
Барыня была вздорной, взбалмошной, непостоянной, но не злой. При ней обитало и кормилось много приживалок, составлявших ее непременную свиту. Многолюдной дворне было у нее неплохо. Иные из дворовых уже сами становились кем-то вроде приживал. Хорошо жилось и собакам, в которых заядлый охотник Тургенев разбирался прекрасно.
Варвара Петровна Тургенева, мать писателя, стала прототипом барыни из рассказа «Муму». 1840-е гг.