«Белый Бим Чёрное ухо» — повесть воронежского писателя Гавриила Троепольского. Изначально публиковалась по частям в журнале «Наш современник» за 1971 год (номера 1 и 2), отдельной книгой впервые была издана спустя год издательством «Советский писатель». Писатель посвятил повесть Александру Твардовскому.
Повесть приобрела успех сразу после выхода в свет и за первые десять лет выдержала около восьми переизданий. Переведена более чем на 20 языков мира.
Английского сеттера Стива, сыгравшего Белого Бима, полюбила вся страна. И никто из зрителей не подозревал, какие страдания приходится испытывать этому четвероногому актёру.
Фильм «Белый Бим Чёрное Ухо» — один из самых известных и любимых. Главную роль в нём сыграл английский сеттер Стив. Расскажем, как Вячеслав Тихонов сумел по-настоящему подружиться со Стивом, и почему псу пришлось много страдать в своей короткой жизни.
Над историей о преданном Биме плакали задолго до появления на экранах голливудского «Хатико». Кинокартину отметили множеством наград в СССР и даже номинировали на «Оскар» как лучший иностранный фильм, а Вячеслав Тихонов получил Ленинскую премию за главную роль. А как сложилась судьба четвероногого героя?
Английскому сеттеру Стиву (по-простому Степе), сыгравшему Бима, в жизни выпало больше страданий, чем любви и славы. Во время съемок фильма хозяин в очередной раз сдал пса в аренду киностудии и ни разу за полтора года съемок его не навестил. По большому счету Степе повезло, что хотя бы в это время он был окружен вниманием и заботой. Актеры и работники площадки баловали отчаянно тоскующего без хозяина сеттера и подкармливали всякими вкусностями, а Вячеслав Тихонов настолько вошел в роль, что смог стать псу настоящим другом — гулял с ним, разговаривал, даже брал с собой на охоту.
Съемки закончились, Степа уехал домой. Ходили слухи, что он так и переходил из рук в руки, отдаваемый в аренду режиссерам и охотникам, и однажды умер, не вынеся больше разлук. Полюбившийся тысячам телезрителей, пес так и не смог завоевать любовь своего хозяина.
Лучшие посты за сегодня
Порода
Сюжет
Факты о ландсирах
В прошлом году обрел популярность захватывающий фильм о собаке по кличке БиМ. Получив высокие рейтинги, режиссер Павел Дроздов решил автоматически продлить экранизацию на второй сезон, теперь же он думает о съемках третьего.
БиМ: порода
С выходом первых серий «БиМа» многие зрители обратили внимание на окрас четвероногого полицейского и вспомнили похожую собаку из драмы «Белый Бим черное ухо» 1977 года. Тогда фанаты захотели выяснить, отличается ли порода прошлого мохнатого актера от нынешнего БиМа. Как оказалось, пес принадлежит породе ландсир — близкому родственнику ньюфаундлендов, а вот собака из фильма «Белый Бим черное ухо» происходила от английского сеттера.
К слову, в начале съемок сериала Форварду, или Фунтику, как его прозвала съемочная группа, было всего полтора года, а к середине фильма он настолько вырос, что не все артисты его узнали.
Под руководством кинолога Екатерины Мамакиной актерский состав обучал собаку разным командам, искал общий язык и подстраивался под его характер. Однако самым сложным оказалось купить в Феодосии, где снималась большая часть фильма, качественное пропитание для хвостатого коллеги. Поэтому его основной едой были куриные головы.
Забавно, что при записи одной из сцен оператор долгое время не мог заснять, как животное справляет нужду на газоне «местного преступника», поскольку Форвард ходил в туалет уже в примеченные места, и лишь через пару дублей удалось получить желаемый кадр.
Актер Денис Никифоров, исполнивший роль Макара Климова — полицейского и хозяина Бима, отметил, что Фунтик — отличный напарник, который настолько влился в съемочный процесс, что в свободные дни даже поскуливал от скуки.
Несмотря на то, что действия проходили в теплом Крыму, кинолог запрещала купать и выводить пса на прогулку по общественному пляжу. Причиной тому был эффект бабочки, который мог бы проявиться у собаки. А точнее — он бы повсюду носился и отряхивался от воды. Зато у Мамакиной были другие способы развлечения Форварда: она играла с ним, давала любимую игрушку-уточку и вкусняшки. Режиссер экранизации Павел Дроздов безумно гордится результатом проделанной работы и во многом отдает дань псу, который блестяще сыграл роль Бима.
«Замечательный пес, невероятно умный, хотя он был еще совсем молодой. Для него это была одна большая игра: он учился взаимодействию вместе с нами, прямо во время съемок учился командам», — рассказал режиссер.
Многие привыкли считать, что лучший фильм про искреннюю любовь собаки к человеку — «Хатико». Но разве это так? Да, у каждого свои вкусы, свое мнение, но мне кажется, что такой человек просто не знаком с советским художественным фильмом 1977 года — «Белый Бим Черное ухо». Многие мои знакомые, в основном это уже взрослые люди 35-45 лет, без лишней гордости за свое родное и неуважения к произведениям других автором, высоко оценили этот фильм.
Фильм растрогает даже самого черствого человека во вселенной. Переживания, слезы и буря эмоций не перестают покидать на протяжение всего фильма. Это фильм о безграничной любви, даже не собаки и человека, а двух людей.
В одном из моментов в фильме, а конкретно, когда у Бима застряла лапа в рельсах, машинист кричит: «Человека же надо спасать». Мне понравилась эта фраза. Ведь Бим и правда предстает перед нами, как полноценный человек, который умеет сочувствовать и верить. Многие люди из фильма не наделены даже таким.
Собака сыграла главную роль, стала настоящим актером и заставила плакать всю страну. Как рассказывает сам режиссёр, сцены, содержащие эмоциональный настрой снимались с одного дубля.
Каждый съёмочный день проходили в гримерке ( режиссеру было недостаточно черного пятна на ухе, поэтому с помощью копировальной бумаги его делали больше). Многие отмечают, что собака играла реальней многих актеров, показала настоящие эмоции. А после выхода фильма и вовсе стала любимицей народа.
Фильм настолько сильный, что зрители воспринимали все буквально. Так однажды, актрису Валентину Владимирову, сыгравшую злую соседку, винили в смерти Бима, а кто-то умудрялся плеваться в нее.
Вскоре Бим сбегает,чтобы отыскать своего хозяина. Собака проходит через множество испытаний. Встречает совершенно разных людей, которые пытаются помочь, а кто-то проявляет свою жестокость.Практически дождавшись своего хозяина Бим погибает.
Коротко о достижениях фильма:
Номинация на кинопремию «Оскар» — лучший иностранный фильм;
Лучший фильм года России;
Вячеслав Тихонов получил за роль в картине Ленинскую Премию.
Нынешнее подрастающее поколение обязательно должно посмотреть этот сентиментальный, пропитанных сверхчеловеческими эмоциями фильм. Огромное спасибо, что прочитали статью до конца. Если данная статья была полезна и интересная для вас — подписывайтесь, и будьте в курсе!
бонус за лучший ответ (выдан): 2 кредита
Неизгладимое впечатление произвел этот фильм на меня в детстве, прямо в кинозале у меня приключилась истерика, чем матушка была весьма недовольна и долго выговаривала мне потом. В книге автор четко указывает на то, что порода у Бима была шотландский сеттер, но так как в природе собак этой породы с описанным необычайным окрасом просто нереально отыскать, то в кинокартине снимали английских сеттеров, чтобы приблизить киношную собачку к книжному варианту описания. автор вопроса выбрал этот ответ лучшим
10 лет назад Белый Бим — Черное Ухо — английский сеттер. Но окрас чистокровного английского сеттера должен в идеале быть черно-белым. А Бим — какой-то гибрид: Классический английский сеттер должен выглядеть так: По книге Гавриила Троепольского, Белый Бим был вообще шотландским сеттером. С фильмом — ничего общего: Отрывок из книги, в котором объясняется его окрас:
10 лет назад Я просто обожаю произведение «Белый Бим Черное Ухо» Гавриила Троепольского, раза 100 читала, но вот фильм нравиться меньше, нежели книга. Что касается породы собаки, то Белый Бим Черное Ухо порода — Сеттер, или можно сказать Хекснутый английский Сеттер, именно похожую собаку я себе потом купила, так сказать воплотила свою мечту.
2 года назад Фильм Станислава Ростоцкого «Белый бим черное ухо» называют шедевром советского кино. Его номинировали на премию Оскар, а Вячеслав Тихонов, сыгравший в нем главную роль, стал лауреатом Ленинской премии. Фильм о об отношениях человека и собаки. Эти отношения наглядно могут показать как благородство души хозяина, так и подлость и предательство. Для съёмок собака была взята напрокат у хозяина и она так и осталась у В Тихонова и они стали лучшими друзьями. В фильме снимали собаку породы английский сеттер, по кличке Стив. Сегодня в викторине много.ру, задаётся вопрос о породе собаки, которую сняли в фильме. Это английский сеттер нетрадиционного окраса.
Честно говоря у меня фильм «Белый Бим Чёрное Ухо» и книга Гавриила Троепольского, оставили очень неприятный осадок, второй раз смотреть фильм и читать книгу «Белый Бим Чёрное Ухо» я не хочу. Ужасно жалко собаку и хозяина собаки Иван Ивановича( актер Вячеслав Тихонов). Согласно фильму порода Белый Бим Чёрное Ухо это Шотландский сеттер. Правда с большим браком, вместо черного цвета, Бим родился белый с черными пятнами.
9 лет назад Насколько известно, по фильму, Белый Бим Черно Ухо был исключительной собакой, умным и достойным другом для любого человека. Порода у него была Шотландский сеттер, о чем можно удостовериться из одно из эпизодов в картине, но в книге порода возможно отличается на английского. Так что вот такие мелкие расхождения могут запутать любого любителя данного произведения, что не меняет общего впечатления об истории.
5 лет назад Белый Бим в повести Г. Троепольского — шотландский сеттер, однако не совсем типичного окраса — белое туловище с рыжими подпалинами, за что заводчик его забраковал. а Иван Иванович спас от смерти и стал лучшим другом. Для него не важна была чистота породы, главное — любовь и милосердие к собаке. В дальнейшем Бим отплатил хозяину верностью и преданностью.
8 лет назад Собака из советского фильма «Белый Бим Чёрное ухо» был из породы Шотландский сеттер. Но родился он, так сказать, с браком. Вместо чёрного цвета он был белым. Но это нисколько не даёт повода не любить такого верного друга. В своё время очень нравился этот добрый и хороший фильм. Обязательно посмотрю его ещё раз с сыном.
9 лет назад Знаменитый Белый Бим Черное ухо был шотландским сеттером, просто он родился с неправильным окрасом, за, что и получил свое прозвище. На самом деле, он должен был родиться черным, а он родился белым, с рыжими пятнами и черным ухом. Бедной собаке, которая потеряла хозяина и осталась одна на улице, даже есть памятник в Воронеже.
Белый Бим Черное Ухо это очень известная книга Гавриила Троепольского, по которой был снят очень популярный фильм, который даже был номинирован на Оскар в 1979-ом году. Бим был очень хорошей собакой, а порода у него была Шотландский Сеттер.
[371K] 10 лет назад Судя по всему Белый Бим Чёрное Ухо не был чистым сеттером. Ведь согласно описанию у него была одна чёрная лапа. К тому же у него были рыжие подпалины и едва заметный рыжий крап. Скорее всего это была какая то помесь. Знаете ответ? |
|
Когда 41 год назад, 15 сентября 1977 г. этот фильм появился в прокате, его посмотрели 23 млн человек. А спустя год его выдвинули на соискание кинопремии «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». Над этим фильмом плакало не одно поколение зрителей, а книгу, по которой он был поставлен, до сих пор рекомендуют школьникам в числе обязательных к прочтению. За кадром осталось много интересных моментов – еще один фильм можно было бы снять о судьбе пса, который сыграл в нем главную роль.
Повесть «Белый Бим Черное ухо» стала самым известным произведением писателя Гавриила Троепольского. Впервые ее напечатали в 1971 г. в журнале «Наш современник», а через 3 года ее взялся экранизировать известный режиссер Станислав Ростоцкий. В главной роли он видел исключительно Вячеслава Тихонова, однако на тот момент он был занят в съемках другого проекта, и режиссеру пришлось ждать, пока он освободится. Тихонов сразу же согласился сыграть эту роль – ему уже тогда порядком надоел образ разведчика Штирлица, с которым все его ассоциировали. Но на протяжении трех лет постоянно возникали какие-то препятствия, которые мешали Ростоцкому приступить к съемкам. Целый год ушел на то, чтобы выбить у начальства деньги на дорогую иностранную пленку – иначе бы пришлось снимать под ослепительным и жарким светом софитов. И если актеры привыкли к таким условиям, собаку нельзя было обречь на такие мучения.
Больше всего проблем возникло с поиском «актера» на главную роль – нужно было не только подобрать собаку той же породы (шотландского сеттера), но и найти среди них ту, которая смогла бы справиться со всеми задачами на съемочной площадке. В итоге в фильме снялись две собаки – главным героем стал английский сеттер Стив, или Степка, а его «дублером» был Денди, который снялся всего в одной сцене – там, где лапа Бима застряла в железнодорожной стрелке.
В состав съемочной группы входил профессиональный дрессировщик, кинолог Виктор Сомов. Он очень высоко оценил работу Степки, о котором все говорили, будто он сам прочитал сценарий и всегда знал, что нужно делать в той или иной сцене. Вячеслав Тихонов рассказывал: «Мне нужно было за очень короткий срок подружиться со взрослой собакой. Причем не просто подружиться, а сделать так, чтобы у зрителей не оставалось никаких сомнений, что эта собака – моя. Задача непростая! Пес очень тосковал по своему хозяину, который сдал его на полтора года напрокат. Все старались: кто колбаской угостит, кто сосиской, кто сладостями. Значит, идти этим путем нельзя. И здесь помогла любовь к животным. Приходя на площадку, я первым делом стал гулять с собакой. Через некоторое время пес стал ждать меня. А когда начались сами съемки – он по всей студии искал меня и всегда находил. В фильме видно, что Бим относится ко мне как к хозяину, а я в кадре делаю вид, что совсем на него не обращаю внимания. Но я точно знал, что вот сейчас заверну за угол – и он помчится за мной».
Учитывая то, что главным героем был четвероногий актер, многие сцены снимали без репетиций или же репетировали без Степки, а сцену снимали вместе с ним. А для того, чтобы собака показывала нужные «эмоции», с ней иногда поступали достаточно жестоко. Когда ее хозяина по сценарию забирала «скорая», пес должен был смотреть ему вслед с тоской и любовью, но «сыграть» это абсолютно невозможно. И после того, как Тихонов много дней подряд гулял со Степкой, и тот к нему уже привык, им несколько дней не разрешали видеться. Потом сцену отрепетировали без собаки, а в момент съемок Степку выпустили на съемочную площадку. И он вел себя так, будто действительно прощался с любимым хозяином.
Фильм действительно пользовался невероятным успехом у зрителей. В год выхода его признали лучшим фильмом года, согласно опросу читателей журнала «Советский экран», а в 1978 г. номинировали на «Оскар». Говорят, когда американцы смотрели картину, в сцене на железнодорожных путях они аплодировали стоя. Фильм получил главную премию на Международном кинофестивале в Карловых Варах, а позже режиссер Станислав Ростоцкий, оператор Вячеслав Шумский и актер Вячеслав Тихонов были удостоены Ленинской премии. А спустя еще 20 лет, в 1998 г. в родном городе писателя Троепольского – Воронеже – бел установлен памятник легендарному Биму.
К сожалению, судьба Степки сложилась трагически. Его хозяин часто отдавал своего пса «в аренду» на киностудию, а сам исчезал. За полтора года съемок в фильме «Белый Бим Черное ухо» он ни разу не навестил своего питомца. Собака так тосковала по своему хозяину, что едва не сорвала съемки. Но после их завершения эта история повторялась еще не раз. Говорят, в результате сердце пса не выдержало, и он умер, не выдержав очередной разлуки.
Степка был не единственным четвероногим актером, покорившим сердца советских зрителей: Животные, которые вызывали умиление всего Советского Союза.
История верности и предательства, о которой не сняли фильма.
Судьба самой оплакиваемой собаки советского экрана в реальной жизни оказалась печальнее, чем в кино. Малоизвестные подробности о звездной роли и ее несчастном исполнителе.
Если собрать все детские и взрослые слезы, пролитые над фильмом «Белый Бим – Чёрное ухо», получилось бы соленое озеро. Только в первом прокате в 1977 году картину посмотрело 23 миллиона зрителей, выходивших из кинозалов в рыданиях и с комком в горле. А спустя три года лента была впервые показана по Центральному телевидению и с тех пор не сходит с домашних экранов по сей день.
За 40 с лишним лет душераздирающую историю собачьей верности и человеческого предательства узнали три поколения.
Двухсерийный художественный фильм «Белый Бим – Черное ухо» стал восьмым в творческой биографии режиссера Станислава Ростоцкого. Почему автор не стареющих картин «Дело было в Пенькове», «Доживем до понедельника», «А зори здесь тихие» решил экранизировать историю «бракованного» шотландского сеттера?
Наверное, увидел в ней то, что делает человека человеком. Не зря одноименная книга писателя Гавриила Троепольского стала бестселлером. Опубликованное в журнале «Наш современник» в 1971 году, сегодня «слово к маленьким людям, которые будут взрослыми» и «слово к взрослым, которые не забыли, что были детьми», входит в школьную программу и является обязательным произведением к изучению по литературе.
Рассказ о щенке с неправильным окрасом, которого спас от усыпления одинокий писатель-фронтовик и погубили злые люди, тронул читателей и зрителей до глубины души. Наша история о преданном Биме заставила людей плакать задолго до выхода на экраны голливудского «Хатико».
Экранизация повести, по опросу журнала «Советский экран», была признана лучшей кинопремьерой 1977 года. А в 1978 году «Белый Бим – Черное ухо» был выдвинут на премию «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке.
Картина, отмеченная многими наградами в СССР, удостоилась призов Международного кинофестиваля в Карловых Варах (Чехословакия). Эффект «детского сюжета» превзошел все ожидания, и в 1980 году создатели кинохита получили Ленинскую премию. К роме исполнителя главной роли Вячеслава Тихонова, режиссера Станислава Ростоцкого и оператора Вячеслава Шумского, Государственной премии удостоился писатель Гавриил Троепольский, на родине которого в Воронеже позже установили памятник герою книги Биму.
Достойный памятника. Судьба исполнителя главной собачьей роли сложилась не менее драматично, чем его четвероногого героя. Сыгравшему Бима английскому сеттеру Стиву (или Степе, как его по-простому называли на съемочной площадке), в жизни выпало больше испытаний, чем славы, и больше страданий, чем любви.
По роли разыскивающий хозяина Бим меняет несколько владельцев и в итоге из-за человеческой жестокости погибает. Безвременно ушел из жизни и тосковавший по хозяину Стив, который был для своего владельца лишь источником дохода и умер от работы и неразделенной любви.
Умница Стив, о котором режиссер сказал, что он словно читал сценарий, легко находил контакт со съемочной группой и безупречно справлялся со сложными сценами, но напряжение съемок подорвало его здоровье, и через несколько месяцев собаки не стало. После окончания съемок пес снова переходил из рук в руки и, не вынеся нагрузок и разлук, вскоре умер от сердечного приступа. Любимец миллионов зрителей так и не смог добиться любви собственного хозяина.
В книге Бим описан как шотландский сеттер с «неправильным» окрасом: лишь одна лапа и ухо у собаки с «браком» были черными. Найти такого пса для роли стало проблемой. «Не кондицию» среди представителей породы заводчики «выбраковывают» со щенячьего возраста. Тогда работавший с собаками эксперт-кинолог республиканской категории Виктор Сомов нашел выход – предложил заменить шотландского сеттера подходившим по окрасу английским.
Собачья работа. Собак нужной масти в съемках участвовало двое. В одной из сцен английского сеттера Стива (Стёпу) подстраховывал дублёр Денди. «Двойник» снялся в самом душераздирающем эпизоде картины с застрявшей в железнодорожной стрелке лапой, когда прикованный к рельсам Бим отчаянно пытается уйти от несущегося на него поезда. Во время демонстрации этой сцены на церемонии «Оскара» зал аплодировал мастерству советских кинематографистов стоя.
Основная же «собачья работа» досталась в фильме одарённому Стёпе. И самой экспрессивной сценой с его участием стало расставание с Иваном Ивановичем. Когда героя увозит с инфарктом скорая помощь, Бим не находит себе места. Но как заставить волноваться в кадре пса, который переживал из-за разлуки со своим реальным хозяином?
Приходя на площадку, актер первым делом гулял со Стёпой. «В короткий срок подружиться со взрослой собакой трудно, — вспоминал артист, — а мне надо было не оставить сомнений у зрителей в том, что Бим – мой пёс, а не чужой сеттер со сложной судьбой. Его все жалели, подкармливали, а я – просто всегда был рядом. И спустя некоторое время Стёпа стал меня ждать. Я знал, что если пойду куда-нибудь без него, он помчится следом».
Стив успел соскучиться по Тихонову и, когда увидел его после перерыва на съемочной площадке, вбежал в кадр с переизбытком собачьих чувств. Взволнованный пёс без репетиций и повторных дублей сыграл в сцене госпитализации хозяина всё, что от него требовалось.
Три года велись переговоры, но в итоге съемки начались с четырехкратным запасом выделенной на фильм импортной пленки. «Каким-то собакам» дали дорогущий цветной Kodak, в то время как лучшие ленты той поры снимались на выпускавшейся в Шостке черно-белой «Свеме»: «Я шагаю по Москве» (1963), «Берегись автомобиля» (1966), «Мёртвый сезон» (1968), «Ошибка резидента» (1968), «Служили два товарища» (1968), «Золотой теленок» (1968), «Адъютант его превосходительства» (1969), «Судьба резидента» (1970), «Проверка на дорогах» (1971), «Офицеры» (1971), «Опасный поворот» (1972), «Семнадцать мгновений весны» (1972).
А еще один интересный факт связан с исполнительницей роли скандальной тетки, по навету которой злые люди сжили Бима со свету.
У героини Валентины Владимировой в картине нет даже имени, но именно она начала травлю бедного пса, не сделавшего никому ничего плохого. И за собачьи несчастья актрисе отомстили зрители. После фильма с ней перестали здороваться соседи. Женщину даже выступить в школе не пустили – дети наотрез отказались от встречи с «мучительницей животных». Артистка зареклась впредь сниматься в отрицательных ролях и обзавелась собакой, чтобы развеять миф о нелюбви к братьям меньшим.
Бонус: Музыка из к/ф «Белый Бим Чёрное ухо» (ОРКЕСТР п/у А. БАДХЕНА — )
СсылкиПравить
Съёмочная группаПравить
- Автор сценария: Станислав Ростоцкий и Троепольский, Гавриил Николаевич
- Режиссёр: Станислав Ростоцкий
- Оператор: Вячеслав Шумский
- Художник: Сергей Серебренников
- Композитор: Андрей Петров
- Дирижёр: Владислав Чернушенко
- Звукоимитатор: Юрий Хржановский
ЭкранизацииПравить
- 1977 — Белый Бим Чёрное ухо (режиссёр Станислав Ростоцкий)
Сложности со Штирлицем и дорогой плёнкой
Трогательную повесть Гавриила Троепольского «Белый Бим Чёрное Ухо» напечатали в 1971 году. А через три года её прочитал режиссёр Станислав Ростоцкий. И решил: обязательно надо снимать! Кто будет играть главную роль, у Ростоцкого не было никаких сомнений: конечно, Вячеслав Тихонов. Актёр с радостью согласился: ему очень хотелось сыграть так, чтобы зрители, наконец, перестали видеть в нём исключительно разведчика Штирлица, образ которого намертво к нему «прилип». Только вот сразу приступить к съёмкам не получилось. Сначала год ждали Тихонова, который был занят в другом проекте.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Потом никак на могли достать фирменную иностранную плёнку. На неё нужны были деньги, а начальство их не выделяло, — мол, достаточно отечественной. Но снимать на отечественную плёнку — значило бы обречь четвероногого «артиста», исполнителя главной роли, на горячий слепящий свет софитов. Этого нельзя было допустить: во-первых, пёс бы только измучился в таких условиях, во-вторых, не смог бы играть убедительно.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
ТакжеПравить
ТакжеПравить
СюжетПравить
История преданного хозяину пса, неожиданно попавшего в беду. Бим, наделённый с рождения белым окрасом, не соответствующим стандарту шотландских сеттеров, живёт в квартире вместе со своим хозяином, одиноким пенсионером Иваном Ивановичем. Хозяин, бывший журналист, участник и инвалид Великой Отечественной войны, а ныне весёлый охотник, любит свою собаку и систематически вывозит её на охоту в лес.
Дружба двух артистов
До слёз.
Фильм получился настолько трогательным, что зрители не могли сдержать слёз, сочувствуя четвероногому герою. И вообще, верили абсолютно всему, что происходило на экране. И отождествляли персонажей с игравшими их актёрами. Мы уже писали о том, как актрису Валентину Владимирову, сыгравшую злую тётку, из-за которой погиб Бим, буквально возненавидели не только зрители, но и все знакомые. «Белый Бим Чёрное Ухо» получил не одну престижную кинонаграду, его даже номинировали в 1978 году на «Оскар», и американские зрители тоже не могли сдержать слёз, а во время сцены на железнодорожных путях публика аплодировала стоя.
ПримечанияПравить
- Academy Awards, USA (1979). Дата обращения: 11 апреля 2013. Архивировано 7 февраля 2012 года.
- kaluga_apx. . Калуга — АРХивация (27 апреля 2009). Дата обращения: 10 августа 2021. Архивировано 10 августа 2021 года.
- А. Лопатин. Без ветра нет работы // Охота и охотничье хозяйство. — 1986. — . Архивировано 12 июня 2008 года.
- Олеся НОСОВА. Актёры попали на «Золотой клык», Комсомольская правда (11 мая 2002). Дата обращения: 22 октября 2009.
- Капралова Любовь. Английский сеттер в истории России Архивная копия от 2 декабря 2010 на Wayback Machine
Белый Бим Чёрное ухо (фильм)
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 8 сентября 2018 года; проверки требуют 40 правок.
«Бе́лый Бим Чёрное у́хо» — советский двухсерийный художественный фильм 1977 года. Восьмой фильм Станислава Ростоцкого[1], экранизация одноимённой книги Гавриила Троепольского.
Белый Бим Чёрное ухо | |
---|---|
Жанр | драма |
Режиссёр | Станислав Ростоцкий |
На основе | одноимённой книги Гавриила Троепольского |
Автор сценария |
Станислав Ростоцкий, Гавриил Троепольский |
В главных ролях |
Вячеслав Тихонов Валентина Владимирова |
Оператор | Вячеслав Шумский |
Композитор | Андрей Петров |
Художник-постановщик | Сергей Серебренников |
Кинокомпания | Киностудия имени М. Горького |
Длительность | 172 мин. |
Страна | СССР |
Язык | русский |
Год | 1977 |
IMDb | ID 0077222 |
Медиафайлы на Викискладе |
Это слово к маленьким людям, которые будут потом взрослыми, слово к взрослым, которые не забыли, что были когда-то детьми.
— Г. Н. Троепольский.
Шестая совместная работа Ростоцкого и актёра Вячеслава Тихонова. Съёмки фильма проходили в Калуге. Во время первого проката фильм посмотрели более 20 миллионов зрителей. По Центральному телевидению фильм впервые был показан 26 (1 серия) и 27 (2 серия) августа 1980 г.
Фильм номинировался на кинопремию «Оскар» в 1979 году как лучший фильм на иностранном языке[2] (премия досталась французскому фильму «Приготовьте ваши носовые платки»).
В 1978 году по опросу журнала «Советский экран» он был признан лучшим фильмом года. Работа Вячеслава Тихонова в этом фильме была удостоена Ленинской премии.
СюжетПравить
История преданного хозяину пса, неожиданно попавшего в беду. Бим, наделённый с рождения белым окрасом, не соответствующим стандарту шотландских сеттеров, живёт в квартире вместе со своими хозяином Иваном Ивановичем. Хозяин, бывший участник Великой Отечественной Войны, участник и инвалид, а ныне веселый охотник, любит свою собаку и систематически вывозит ее на охоту.
Неожиданно хозяину дал о себе знать осколок в сердце, его отвозят в Москву, а пёс поручается соседке, но по недосмотру выскакивает из квартиры в поисках хозяина и оказывается на улице. Путешествуя без надзора, Бим встречает множество людей — добрых и злых, старых и молодых, — все они описываются глазами собаки, сквозь призму её восприятия. Бим подвергается разному отношению, от жалости и попыток помочь до жестокости. В силу ряда разных причин никому не удаётся приютить его у себя на постоянной основе. Пройдя многие испытания и почти уже дождавшись возвращения своего хозяина, Бим попадает в приют, став жертвой предательства и наговора со стороны соседки по подъезду, желающей избавиться от присутствия во дворе собаки.Его находят мёртвым. Но он останется с нами.
Необходимая жестокость
Что о ней известно
Ландсиры были завезены в Англию и Германию в 17 веке, а свое название они получили благодаря художнику Эдвину Ландсиру, который впервые написал их портрет.
Во времена эпохи просвещения эти собаки активно помогали хозяевам в рыболовном промысле и вытаскивали из воды тонущих людей. Теперь же ландсиры не только спасали, но и охранники частных территорий.
Характер у этих собак сильный и благородный, дома они являются ласковыми и заботливыми членами семьи, отлично ладят с детьми и нянчатся с ними.
Дрессировке ландсиры поддаются легко, хотя и бывают упрямыми, а важные критерии для их содержания — большое пространство и частые прогулки, так как они неусидчивы и требуют постоянной активности.
Автор сайта Lisa.ru
В роляхПравить
Не выдержало сердце
Умный и добрый Стёпка, между тем, страдал по-настоящему — слишком уж часто ему приходилось разлучаться с любимым хозяином. Видимо, любовь была односторонней. Потому что для хозяина, судя по всему, Стив не значил ровным счётом ничего — он был для него просто источником дохода. За плату хозяин «сдавал» его киношникам. А сам уезжал по своим делам. Все полтора года, что шли съёмки «Бима», этот человек ни разу не приехал навестить своего пса. И потом ситуация повторялась снова и снова… Рассказывали, что в итоге сердце Стива не выдержало такого обращения. Разлюбить хозяина он не мог, но не мог и выносить дольше огромную тоску. И однажды умер.
Память о верном сердце собаки увековечили на родине Гавриила Троепольского, в Воронеже: здесь поставили памятник Биму. В его лохматое ухо можно прошептать заветное желание. Местные жители уверяют, что оно обязательно сбудется…
Загрузка статьи…
География съемокПравить
Сюжет фильма
https://youtube.com/watch?v=kqAf7X9Li8w
Главного героя Макара Климова — сотрудника уголовного розыска и его пса Бима «высылают» в глубинку из-за слухов о служебном романе персонажа с женой начальника с Петровки.
Поселившись рядом с морем, сыщики не успевают насладиться местными красотами и сразу отправляются раскрывать злодеяния наркоторговцев и контрабандистов. Бим приходит на помощь хозяину в любую минуту: догоняет преступников, обыскивает мусорные контейнеры с запрещенными веществами и не дает падать духом самому Макару.
Во втором сезоне полицейский уже стал «своим» на новом рабочем месте, и отчасти это заслуга его верного товарища Бима. Местные женщины испытывают симпатию к сыщику и пытаются завоевать его внимание.
Каждая из 30 серий длится по 50 минут и имеет отдельную от предыдущей историю.
Как Стив стал Стёпкой
Плёнку в итоге нашли, но ещё труднее оказалось отыскать нужного пса. Шотландский сеттер (как в книге Троепольского) — не слишком распространённая порода. А собака к тому же должна была уметь выполнять команды, и вообще, «играть» в кадре. После долгих поисков был найден английский сеттер по кличке Стив. На съёмочной площадке его тут же окрестили по-русски — Стёпкой. Правда, снимать его в опасной сцене — там, где у Бима застревает лапа между рельсами — не стали: для этого взяли дублёра, собаку той же породы и такого же окраса по имени Денди.
Награды и памятникиПравить
В 1975 году Гавриил Троепольский был удостоен Государственной премии СССР за повесть «Белый Бим Чёрное ухо».
В 1977 году Станислав Ростоцкий снял по книге одноименный «двухсерийный кинофильм», который также стал победителем многих кинофестивалей и номинировался на «Оскар» в категории «Лучший иностранный фильм». В 1998 году в Воронеже перед входом в местный Театр кукол главному герою книги Биму был установлен памятник.
ЛитератураПравить
- Армен Медведев. «Что человек должен…». — «Искусство кино» № 2, с. 23, 1978.